superoblojka.ru


  Е. И. Аркадьев. Словарь библиофила.
A Б-В Г-Д Е-К Л-О П-Р С-Ф Х-Ц Ч-Я

Об авторе

Елпидифор Иванович Аркадьев родился 2 ноября 1856 г. в Московской губернии. В 1875 г. поступил в Тверское Кавалерийское училище. Участвовал в Русско-турецкой войне 1877-1878 гг. В 1880-х гг. занимался книжной торговлей в фирме “Московский букинист”. В 1890 г. издал первый в России “Словарь библиофила” (М., 1890; 2-е изд. – Сызрань, 1903). После ухода в отставку, с 1895 г. жил в Сызрани, а с 1913 г. – в Саратове.

Е.И.Аркадьев являлся автором-составителем целого ряда тематических библиографических указателей, среди которых «Материал для библиографического указателя литературы фотографии» (ж. «Книговедение». 1894), «Материалы к указателю литературы военной библиографии и библиотековедения» (М., 1891), «Кавалерия. Литература ея» (1897), «Библиографический указатель материалов по литературе саперного дела в пехоте, кавалерии и артиллерии» (М., 1891), «Библиографические материалы по военно-железнодорожному делу и передвижению войск по железным дорогам» (М., 1891), «Аграрный вопрос. Его литература» (1902), «Переселенческое дело. Указатель литературы» (1902), указатель запрещенной литературы (1912) и др. Кроме того, Е.И.Аркадьев увлекался театром и драматургией, написал несколько пьес, а в 1900 г. издал «Театральный словарь». В 1906-15 гг. Е.И.Аркадьев являлся издателем и редактором журнала “Библиографический листок” – первого провинциального издания, информировавшего о новинках книжной продукции. Скончался 12 (25) декабря 1917 г. в Саратове.

На нашем сайте представлен текст 2-го издания «Словаря библиофила» Е.И.Аркадьева (Сызрань, 1903), с небольшими комментариями, выделенными курсивом. При пользовании словарем необходимо учитывать, что многие термины и определения к ним даны автором в устаревшем на сегодняшний день значении.

А

АББРЕВИАТОР — тайный писец.

АББРЕВИАТУРА — сокращение в письме и печати.

АБЕВЕГА — алфавит, азбука — по простонародному.

АБЕЦАДЛО — в церковном нотном пении семь латинских букв: A, B, C, D, E, F, G.

АБЗАТЦ — строка, набираемая несколько отступя вправо против других строк. В современном написании: «Абзац».

АБКУДЕ — составил для нидерландской литературы "Naamregister van Nederduitsche Boeken с 1600 по 1761 г." Роттердам 1763 г.

АБОНЕМЕНТ — подписка на издающуюся книгу, журнал, газету, или на чтение книг и газет в библиотеках.

АБРЕЖЕ — сокращение сочинения. От фр. «abrege» - «краткое изложение». Абреже является одним из внутренних элементов книги, который помещается после названия главы перед ее текстом и представляет собой перечисление основных тем, раскрытых в ней.

АБРИС — предварительный набросок рисунка.

АБРУПЦИЯ — опущение некоторых слов в сочинении, чтобы речь была живее.

AVERS ET VERSO — выходной лист книги с обеих сторон. Лат. «с одной и с другой стороны»

АВЕСТА или Зенд-Авеста (живое слово) — у парсов или гебров название собрания священных книг.

АВРОСИАНСКАЯ БИБЛИОТЕКА — открыта в Милане в 1609 г.; имела 70000 книг и 15000 рукописей.

АВТЕНТИЧЕСКИЙ — подлинный акт. В современном написании: «Аутентичный».

АВТОБИОГРАФИЯ — описание кем-либо своей собственной жизни.

АВТОГРАФИЯ — собирание, исследование и описание рукописей; способ точного воспроизведения письма или чертежа посредством пропускной через пресс особой автографической бумаги.

АВТОГРАФ — рукописи, акты, письма, собственноручно писанные замечательными людьми, а также их исчерченные листы бумаги.

АВТОР — создатель литературного, ученого или художественного произведения.

АВТОТИПИЯ — способ приготовления цинковых клише. Автотипия - один из способов фотомеханического воспроизведения изображений в книге. Изобретена в 1882 г. Георгом Мейзенбахом в Мюнхене. Заключается в фотографировании воспроизводимого изображения через стеклянный растр (от нем. der Raster – сетка) с награвированными перекрещивающимися линиями, в результате чего изображение разбивается на множество мелких точек различных размеров. Способ применялся при воспроизведении тоновых оригиналов. Варианты техники: автотипия-дуплекс (повторная печать той же пластинки разведенной краской при незначительном боковом сдвиге), трехкрасочная автотипия (фотографирование изображения через красный, желтый и синий фильтры), четырехкрасочная автотипия, или цитохромия (то же, с добавлением черного «контурного» фильтра). В н. ХХ в. только автотипия позволяла передавать полутоны фотографии рельефной печатью на бумагу при непосредственной помощи типографской печатной машины

АГАДА — повествовательная часть Талмуда.

АГЕНДА — у протестантов книга с молитвами и формами, необходимыми при церковной службе.

АГРАФ — застежка у книги.

АДЕЛУНГ, И. — его соч.: продолжил с Ротермундом "Allgemeines Gelehrten — Lexikon". 6 т. 1784—1819.

АДЕЛУНГ, Ф. — Его соч. 2-я часть (Иностранная Литература в России) книги "Систематическое Обозрение Иностранной Литературы в России с 1801—1806 г." Спб. 1810—1811.

АДЕЛЬФОТИС — название первопечатной "грамматики доброглаголиваго еллино-словенскаго языка", составленной студентами Львовской братской школы и изданной в 1591 г. в Львове.

АДИ-ГРАНТА — книга сикских вероучений.

АДСКАЯ ПОЧТА — сатирический журнал, издававшийся в Спб., в 1769 г.

АЗБУКА — собрание букв какого-либо языка в известном порядке. Первое изобретение азбуки приписывают Финикийцам, от которых Кадм перенес ее в Грецию, а из последней уже в измененном виде, она распространилась и в других государствах Западной Европы. У русских же до 863 г.* (* Истор. Госуд. Росси., Карамзина, т. 1, стр. 110) не было никакой азбуки, а с этого времени введена была Славянская, составленная св. Кириллом и Мефодием из греческой, с прибавлением некоторых букв из восточных языков и названная Кирилловской, которая и употреблялась до начала XVIII века. Петр I-й, после попыток Петра Могилы, первый, исключив из Кирилловской азбуки лишние буквы, ввел новый почерк гражданской печати, который и употребляется до сего времени.

АЗБУКОВНИК — в древности так назывался словарь, составленный в алфавитном порядке.

АКАФИСТ — хвалебная песнь И. Христу, Богоматери или какому-либо святому.

АКВАТИНТА — способ выгравирования рисунков на меди. Вот что писал об этой технике Э.Голлербах в своем труде «История гравюры и литографии в России» (М.; Пг., 1923): « Гравирование акватинтной манерой (a L’aquatinta) было изобретено в 1768 г. (изобрел парижский художник Жан-Батист Лепренс (1733-1781)) и сводилось к подражанию рисункам, сделанным тушью (maniere de lavis, lovisa – тушь, тушеванный рисунок). Акватинта часто совмещается с офортом. В тех местах, где должен получиться оттенок туши, доска покрывается тончайшей сандараковой или асфальтовой пылью и слегка нагревается, чтобы пыль хорошо пристала к ней, затем покрывается крепкой водкой, которая покрывает доску микроскопическими точками, так что при отпечатывании получается черный тон, который отличается от меццо-тинто тем, что он гораздо мягче, нежнее, нежнее и сделан как будто от руки кистью. Акватинтная манера называется также «лавис», или «бистр» (название коричневой акварельной краски)».

АКЕФАЛИЧЕСКИЕ КНИГИ — те, у которых утеряно начало.

ACTA ERUDITORUM — первый ученый журнал, издававшийся в Лейпциге с 1680—1782 г. Лат.

АКТУАРИУС — писец.

АКТЫ — собрание свидетельств о каких-либо исторических событиях или случаях.

АКЦЕНТ — значок на букве (ударение).

АКЦИДЕНТНЫЕ РАБОТЫ — в типографском деле называются мелкие работы, требующие вкуса и изящества. К акцидентным работам в типографском деле относят набор и печатание объявлений, бланков, билетов и т.п.

АЛЕКСАНДРИЙСКАЯ БИБЛИОТЕКА — древнейшая библиотека г. Александрии, в Египте (400 000 томов), основанная Птоломеем Лаги; в 47 г. до Р.Х. она частью была сожжена Юлием Цезарем, а в 1640 г. окончательно Омаром.

АЛЕКСАНДРИЙСКАЯ БУМАГА — лучшего качества и большого формата.

АЛЕТОФИЛ — название книги 1718 г., в которой описана Тобольская школа, основанная пленными шведами.

АЛИСОВ, М.И. — изобретатель скоропечатной машины.

АЛЛЕГОРИЧЕСКИЕ ВИНЬЕТКИ — рисунки с иносказательным изображением.

АЛФАВИТНО-АВТОРНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ — перечисляющий книги по их авторам.

АЛФАВИТНО-ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ — тот, в котором книги перечисляются по их названию.

АЛФАВИТ — азбука по порядку.

АЛЬБЕРТОТИПИЯ — род фотографии. Альбертотипия (синоним термина: Фототипия) - один из способов фотомеханического воспроизведения изображений в книге. Описание способа см. в статье «Фототипия».

АЛЬБОМ — собрание гравюр, фотографий, автографов, стихов и т.п.

АЛЬГРАФИЯ — печатание с алюминиевых пластинок, как с литографского камня. Альграфия - один из способов фотомеханического воспроизведения изображений в книге. Получил применение с 1890-х гг. Представляет собой способ плоской печати с алюминиевых досок, с помощью которого на алюминии можно фотографическим путем изготовлять формы как для листовой, так и для ротационной печати.

АЛЬДИНСКИЕ ИЗДАНИЯ — книги, напечатанные в 1494—97 г. в Венеции, в типографии Альда Мануцци, и в настоящее время представляющия библиографическую редкость. Всех насчитывается до 1105 изданий, 780 авторов. Также именуются «альдины», «альды».

АЛЬМАНАХ — календарь с собранием беллетристических произведений. В настоящее время термин «Альманах» используется преимущественно для определения сборников художественных произведений и критических статей авторов, принадлежащих к одному художественному направлению; существуют также тематические альманахи, являющиеся, как правило, повременными (продолжающимися) изданиями («Альманах библиофила» и др.)

АЛЬФА и ОМЕГА — первая и последняя буквы греческой азбуки. Старинные писания начинались двумя буквами А.О., что означает: "с Богом".

АЛЬФРЕСКО — акварельная живопись на стенах и потолке.

АМЕРБАХ, И. — усовершенствовал в XV в. книгопечатание и издал соч. Августина.

АМПЛИФИКАЦИЯ — развитие подробностей при описании какого-либо предмета.

АМФИЛОХИЙ (П.И. Казанский), епископ-палеограф — Его соч.: "Исследование о Пандекте Антиоха XI в." М. 1880. "Кондокарий в греческом подлиннике XII—XIII в." М. 1879. "Описание Воскресенской Новоиерусалимской библиотеки". М. 1875. "Описание Юрьевского Евангелия 1118—28 г." М. 1877. "Палеографическое описание греческих рукописей IX—XVIII в." 4 тома. М. 1879—80 и др. "О самодревнейшем октоихе XI в. югославянского юсового письма, найденном в 1868 г. А.О. Гильфердингом в Струмнице". М. 4°. 1874.

АНАБАЗИС — название двух исторических сочинений: Ксенофонта (описание отступления 10 000 греков из Малой Азии) и Арриана (об Александре Македонском).

АНАБЕРТКЕН — религиозно-философская книга браминов.

АНАГРАММА — обратное чтение букв в слове (обратно — онтарбо).

АНАГРАФ — прибор, пишущий для печатания навыворот.

АНАЛЕКТЫ — собрание отрывков из сочинений поэтов.

АНАЛИСТ — летописец.

АНАЛЫ — летописи, хроники и хронологические записи событий. Изначально так называли летописи в Древнем Риме. В современном написании: «Анналы».

АНАСТАСЕВИЧ, В.Г., род. в Киеве в 1775 г., умер 1845 г., последнее время жизни был цензором. Из его трудов отметим следующие: "Роспись российским книгам для чтения из библиотеки В. Плавильщикова". Спб. 1820. С 6 прибавлениями. "Роспись российским книгам для чтения из библиотеки А. Смирдина". Спб. 1828. С 4 прибавлениями. Издал 5-й том "Опыт российской библиографии". В. Сопикова. И также "Обозрение Кормчей книги". Барона Розенкампф. 2-е изд. Перевел с польского "Об условиях помещиков с крестьянами". В. Стройновскаго. Вилно. 1809. В этом сочинении автором и переводчиком выражается защита крепостных крестьян следующим выражением: "Не будем таить сами перед собой, что земледельцы угнетены излишней барщиной, податью, наказаниями — словом совершенным своеволием каждого помещика". Сам же Анастасевич в своем предисловии к этому переводу говорит: "Освобождение крестьян было бы только возвращение им того блага, коим они вообще наслаждались не слишком в давние времена, т.е. менее 200 лет". Страсть Анастасевича к библиографии видна из его записки к своему знакомому, в которой, между прочим говорилось: "Возвращаю с благодарностью каталог Синодальной библиотеки. Я наслаждался им goutte a goutte — c'est sublime!" Фр. «капля по капле – это грандиозно!».

АНАСТАТИЧЕСКОЕ ПЕЧАТАНИЕ — освобождение краски на старых оттисках для удобства перевода на цинковую доску, с которой вытравляют кислотой (цинкография).

АНГЛИЙСКИЙ КОНЧИК — в типографском деле так называется украшение в конце какой-либо черты.

АНГЛИЙСКИЙ ШРИФТ — обыкновенный, но немного черный и имеющий более острое очертание.

АНЕКДОТ — в древности назывались устные сведения, а в средние века — рукописи, напечатанные в первый раз.

АНОНИМ — автор письма или сочинения, который почему-либо пожелал скрыть свое имя.

АНОПИСТОГРАФИЯ — старинное печатание на одной только стороне листа.

АНТИКА — см. Антиква.

АНТИКВА — прямой латинский шрифт, изобретенный братьями Ельзевир. У Е.И.Шамурина («Словарь книговедческих терминов». М., 1958. С.16): «Антиква – старый латинский типографский шрифт, сменивший готический, с более округленным, чем в последнем, очертанием букв». Кроме того, антиквенными называют шрифты, имеющие засечки (серифы), в противоположность гротесковым шрифтам, не имеющим засечек. «Ельзевир» в современном написании: «Эльзевир».

АНТИКВАРИЙ (лат. археолог) — собиратель или торговец древними, преимущественно редкими, книгами; во Франции они носят скромное название букинистов. Преимущество антикварных и букинистич. торг. те, что они могут продавать такие книги, которых книжные магазины продать не имеют права. В России такие специальные торговли: П.П. Шибанов, Москва, Никольская, д. Славянского базара. В.И. Клочков, Спб. Литейный пр., 55. Н.В. Соловьев, Спб., Симеоновская, 11. Киммель, Рига. Готье, Москва, Кузнецкий мост, д. Захарина. Большаков, Москва, Сарая площадь. М.Я. Параделов, Москва, Б. Никитская, д. Кузнецова. С. Кашинцев, Москва, Б. Никитская, д. Глебовой-Стрешневой. П.С. Макаров, Спб., Апраксин двор, № 331. А.А. Астапов, Москва, Никольская, д. ц. Троицы в полях.

АНТИКРИТИКА — возражение на критику.

АНТИК — древнее произведение греков и римлян по части живописи, архитектуры, резьбы на камнях, скульптуры, медальерного искусства и т.п., которые в настоящее время очень редки и ценятся дорого; также (antique) называется красный обрез у книги.

АНТИЛЕГОМЕНА — книги библии, которые подлежат спору.

АНТИЛОГИЯ — противоречие.

АНТИЧНЫЙ ЦИКЛ — отдел средневекового эпоса, в котором первую роль играли герои и события древнего античного мира. Сюда входили романы об Александре Македонском и проч., а также гесты, фаблио и новеллы.

АНТОЛОГИЯ — собрание избранных стихотворений и отрывков древних поэтов. В современном значении термин «Антология» используется для определения сборников лучших и ранее опубликованных произведений отдельных поэтов, а также сборников стихов разных авторов, посвященных определенной теме.

АНШЛАГ — краткое объявление.

АНФИЛОГИЙ — церковная книга служб на великие праздники.

APPARATUS LIBRORUM — собрание книг. Лат.

АПОГРАФ — список, копия с подлинника.

АПОКАЛИПСИС — книга откровений, написанная Иоанном Богословом.

АПОКАЛИПСИС ЛИЦЕВОЙ — заглавие книги, в которой вместе с изображениями предсказывается о кончине мира; эта книга особенно чтима раскольниками.

АПОКАЛИПТИЧЕСКИЙ — темный, таинственный.

АПОКРИФИЧЕСКИЕ КНИГИ — такие, подлинность которых сомнительна, как, например, были А. Евангелия, т.е. подложные (с измененным содержанием). Апокр. книги носили также название "отреченных".

АПОЛОГЕТИКА — отдел богословия; собрание доказательств истинности христианской религии.

АПОЛОГЕТЫ — древние христианские писатели.

АПОЛОГИЯ — речь или сочинение в защиту христианства от язычества.

АПОЛОГ — в древние времена название басен, притч и коротких иносказательных рассказов.

АПОСТОЛ — книга деяний и посланий апостольских.

АРАБЕСКИ — скульптурные, живописные или мозаичные украшения, изображающие растения, животных и т.п.; название свое получили от сходства с арабскими украшениями. Были известны в древности римлянам, грекам и, кажется, египтянам.

АРАБ — торговец книгами с рук на ул. С.-Петербурга.

АРГО — жаргон офеней-книгонош. Большинство офеней выходит из Вязниковского уезда, Владимирской губ.

АРЗАМАС — так назывался кружок литераторов-друзей Карамзина, собиравшийся в Петербурге и Москве в 1815—20 гг.

АРТЕМЬЕВ, А.И. — составил "Описание рукописей, хранящихся в библиотеке Императорского Казанского университета". Спб. 1882.

АРХЕОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ — под руководством Строева (1828—34 г.) осмотрела около 200 старинных библиотек и архивов, собрав богатые исторические материалы.

АРХЕОГРАФИЯ — описание древностей.

АРХЕОЛОГИЯ — изучения древностей.

АРХИВАРИУС — лицо, которое заведует архивом и ведет опись книгам, делам, документам и т.п.

АРХИВ — помещение с находящимися в нем делами, книгами, актами, документами известного учреждения или государства.

АРХИТИП — рукопись в оригинале или первый оттиск.

АССЮРЕ — параллельные линии типографского набора.

АТЛАС — собрание географических карт, а также и других различных чертежей.

АФАНАСЬЕВ, А.Н. — издавал с 1858—61 гг. "Библиографические записки". 3 тома.

АФИШИ — листы бумаги, на которых напечатано театральное объявление. В 1812 г. в Москве издавались гр. Ф.В. Растопчиным так называемые "Растопчинские афиши", заключавшие в себя патриотическое воззвание к народу; первая такая афиша вышла 1 июля 1812 г. с виньеткой, которая изображала питейный дом, целовальника и московского мещанина Корнюшку Чихирина, который, разругав французов, держал речь к народу. Подлинные такие афиши, в настоящее время, представляют библиографическую редкость.

АХЕРОНТИЧЕСКИЕ КНИГИ — религиозные этрусские книги о поклонении душам усопших.

АХМЕ — книга законов и религии у друзов.

Е. И. Аркадьев

A Б-В Г-Д Е-К Л-О П-Р С-Ф Х-Ц Ч-Я

Личная страница
Карта сайта
Поиск

superoblojka@yandex.ru РБК СОФТ